пер. с яп. В. Сисаури, И. Львовой
.– 288 с.
Дзюнъитиро Танидзаки (1886–1965) — знаменитый японский писатель, получивший всемирное признание. В эту книгу вошли две его повести, «Тайная история князя Мусаси» (пер. с яп. В. Сисаури) и «Рассказ слепого» (пер. с яп. И. Львовой), действие которых относится к периоду «Сражающихся царств» (1482–1558) — эпохе кровопролитных междоусобных войн. Герои этих произведений — крупные феодалы, рвущиеся к абсолютному господству над страной, отважные и жестокие воины, не брезгующие никакими средствами для достижения своих честолюбивых замыслов. Танидзаки и здесь остается самим собой: повествуя о заговорах, предательстве, жажде мести, описывая ожесточенные поединки, он исследует и тайные страсти, терзающие души бесстрашных полководцев.
Повесть «Тайная история князя Мусаси» ранее на русский язык не переводилась.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Танидзаки Дзюнъитиро (1889–1965) в своем творчестве часто обращался к различным периодам японской истории и, в частности, к эпохе Сражающихся царств (1482–1558). Наиболее значительными произведениями, посвященными этому времени, являются историческая повесть «Рассказ слепого» (Момоку моногатари) и роман «Тайная история князя Мусаси» (Бусюко хива). «Рассказ слепого» был опубликован в сентябре 1931 г., а через несколько лет, в октябре 1935 г., вышла в свет отдельным изданием «Тайная история князя Мусаси».
Действие обоих произведений относится к одному и тому же времени, но по характеру они значительно отличаются друг от друга. В первом действуют исторические личности, во втором — вымышленные герои. «Рассказ слепого» написан от лица свидетеля описываемых событий, «Тайная история князя Мусаси» по форме представляет собой нечто среднее между историческим романом и исследованием. Произведение написано от лица вымышленного автора, некоего Сэцуё Сунао, современника Танидзаки. Он якобы обнаружил в частном хранилище две рукописи, относящиеся к биографии князя, на основании которых он решил написать исторический роман. Однако в «Тайной истории» остались следы научных изысканий: в самом начале «автор» представляет критический обзор используемых документов, затем в ходе повествования цитирует и сличает их, высказывает свои соображения в пользу той или иной точки зрения и т. д. «Тайная история…» открывается предисловием на классическом китайском языке, который в период создания романа оставался в Японии языком научных работ. Эта «научность» способствует увлекательности «Тайной истории…»: читатель вслед за автором стремится доискаться истины. И самое главное: в первом произведении история является основным предметом повествования, во втором интерес автора сосредоточен на том, о чем не говорят официальные источники, на изнанке героической деятельности самурая, на его «сентиментальном воспитании», пробуждении чувств тринадцатилетнего подростка к юной красавице в осажденной крепости и подробностей его любовных отношений с дамой Кикё.
В эпоху Сражающихся царств Япония находилась под властью сёгуна, верховного военного правителя страны. Эта система правления (сёгунат) была впервые установлена Минамото Ёритомо (1147–1199). Победив своих соперников, он лишил императора фактической власти и объявил себя сёгуном. Своей резиденцией и военной ставкой он избрал расположенный на востоке город Камакура. Господство клана Минамото было первым сёгунатом в Японии (1185–1333). Второй сёгунат был периодом правления клана Асикага (1338–1573). Основатель династии, Асикага Такаудзи (1305–1358), перенес свою ставку в столицу Японии, Киото. Вторая половина эпохи Асикага получила название «эпоха Сражающихся царств».
Формально верховным правителем страны оставался император. Он пребывал в своем дворце в Киото и был окружен придворными аристократами, образ жизни которых отличался от образа жизни военного сословия. Аристократы были хорошо образованы в изящной словесности и искусствах, проводили время за чтением романов ушедшей эпохи Хэйан (794–1185), в частности знаменитой «Повести о Гэндзи», слагали стихи, занимались музицированием. Это все было чуждо воинам. Но некоторые крупные феодалы были причастны искусствам, культивируемым аристократами, они были образованы не только в военном деле, но и в словесности; эти феодалы (например, Якусидзи Дандзё Масатака, один из персонажей «Тайной истории…») проводили много времени в столице, принимали участие в придворной жизни, охотно брали жен из аристократических семей.
Фактическая власть была сосредоточена в руках сёгунов, но и она не была абсолютной. Стоявшие во главе провинций военные феодалы (даймё) зачастую не подчинялись верховному сёгунату, стремились к расширению своих владений, боролись друг с другом и метили сами стать сёгунами. Их борьба представляла угрозу всей империи. В ХVI в. междоусобные войны стали столь ожесточенными, что сёгуны Асикага почти полностью утратили контроль над положением в стране.
При этом нельзя забывать и о крупных буддийских храмах или монастырях, которые владели значительными территориями и обладали значительными военными силами. Одним из таких храмов был Исияма Хонган, расположенный на территории современного Осака. Он был основан Рэннё (1415–1499), восьмым по счету настоятелем храма Хонган в Киото. В ХVI в. храм Исияма Хонган, вокруг которого вырос настоящий город, представлял собой грозную силу. Он стал оплотом секты Икко, основанной в ХV в., ответвлением секты Дзёдо-сю (секта Чистой земли). Ее приверженцами были крестьяне, монахи, мелкие самураи. Наиболее радикально настроенные члены секты составили впоследствии вооруженные отряды (икко-икки), выступавшие против власти как местных феодалов, так и самого сёгуна. Вожаки этих отрядов были организаторами крупных восстаний в период с 1488 по 1582 г. В последней части «Тайной истории князя Мусаси» Танидзаки упоминает храм Исияма Хонган и его военные силы.
В конце периода Сражающихся царств на политической арене появляется Ода Нобунага (1534–1582), происходящий из скромного воинского рода провинции Овари. Стремясь к расширению своих владений и к установлению власти над всей Японией (как и герой «Тайной истории князя Мусаси»), он захватил около двадцати провинций, свергнул сёгуна и подчинил своей воле императора, который по-прежнему сохранял номинальную власть в стране. Но карьера Нобунага неожиданно прервалась: один из его генералов, Акэти Мицухидэ, восстал против него, атаковал храм Хонно в Киото, где находился Нобунага, и вынудил его к самоубийству. Тоётоми Хидэёси (1536–1598), соратник Ода Нобунага, разбил Акэти в битве при Ямадзаки и в ходе своей деятельности стал фактическим правителем Японии. Но Хидэёси не основал династии. Его сменил Токугава Иэясу (1542–1616), который официально объединил Японию под своей властью и положил конец междоусобным войнам и дал свое имя новой эпохе, эпохе Токугава (1615–1867). В «Тайной истории…» из этих деятелей мельком упомянут только Ода Нобунага, один раз в связи со своим замком, выстроенным в Адзути, который, кстати, является одной из достопримечательностей Японии, а второй — с его самоубийством. Захватническая деятельность Ода Нобунага, как и деятельность Тоётоми Хидэёси, объективно вела к окончанию междоусобных войн и к установлению мира в Японии. Это надо иметь в виду при чтении «Тайной истории…»: в предисловии вымышленного автора князь Мусаси представлен как миротворец, о нем сказано, что он «положил конец войне».
Такова была вкратце эпоха, привлекшая внимание Танидзаки Дзюнъитиро. В обоих произведениях она охарактеризована довольно подробно, обстановка прошлого представлена в ярких картинах, воскрешающих быт и обычаи давно ушедшей эпохи. Создавая «Рассказ слепого» и «Тайную историю князя Мусаси», Танидзаки находился в расцвете творческих сил, и рука мастера чувствуется в этих произведениях от начала и до конца.