Другим фундаментальным сочинением, из которого можно почерпнуть сведения о событиях той эпохи, являются «Исторические записи трёх государств» (Самгук саги) — официальная династийная история государств Когурё (37 до н. э. — 668), Пэкче (18 до н. э. — 660) и Силла (57 до н. э. — 935), составленная в 1145 г. сановником-конфуцианцем Ким Пусиком. Кроме того, данные о начальном этапе распространения буддизма на Корейском полуострове (III–VII вв.) содержатся в «Жизнеописаниях достойных монахов [Страны], [что к] востоку [от] моря» (Хэдон косын чон), написанных около 1215–1220 гг. буддийским монахом Какхуном, но, к сожалению, из-за неполной сохранности этого памятника его современный объём несопоставимо меньше Самгук саги и Самгук юса. Хронологические рамки Самгук юса охватывают период с восшествия на престол легендарного правителя Тангуна (по приводимым в тексте памятника датировкам — 2284 или 2311 г. до н. э.) и до конца XIII в. — времени жизни автора этого сочинения, буддийского монаха Ирёна (1206–1289).
Записи народных сказаний и выдержки из официальных исторических сочинений, хозяйственные документы и детские песенки, цитаты из буддийских сутр и отрывки из конфуцианских трактатов, хронологические расчёты и поэтические оценки, заметки провинциальных служащих и указы государей — из бесконечно разнообразных по форме и содержанию фрагментов, составляющих текст «Оставшихся сведений [о] трёх государствах» (Самгук юса), перед нами встаёт живая и многокрасочная картина истории Кореи с глубокой древности и до конца XIII в., когда буддийский монах Ирён взялся за кисть, чтобы сохранить для последующих поколений бесценные сведения о прошлом родной страны. Монументальный труд Ирёна, написанный на литературном китайском языке ханмуне, состоит из девяти тематических разделов, содержащих авторское введение и сто тридцать восемь параграфов, каждый из которых часто включает в себя не одно, а несколько самостоятельных повествований. Историческая ценность материала, вошедшего в книгу Ирёна, делает это произведение одним из важнейших текстовых источников по истории Кореи с древнейших времён до XII–XIII вв.
Об авторе:
Ирён родился в 1206 г., неподалёку от древней столицы государства Силла. В возрасте девяти лет он поступил в монастырь Мурян-са, изучал буддийские тексты в этом и других монастырях и в двадцатидвухлетнем возрасте успешно сдал экзамены по Созерцательному разряду. Последующие три десятилетия жизни Ирёна пришлись на смутную эпоху монгольских нашествий — от первого вторжения в 1231 г. и бегства императорского двора до падения военной диктатуры клана Чхве в 1258 г. и капитуляции государства Корё перед монголами. Эти годы Ирён провёл в скитаниях по разным монастырям и в усердной духовной практике, последовательно обретя звания Трижды почитаемого Великого Наставника (Самчжун тэса), Наставника созерцания (Сонса) и Великого наставника созерцания (Тэсонса). Когда Ирёну исполнилось пятьдесят шесть лет, государь Вончжон (1259–1274) пригласил его в столицу. Прожив некоторое время в столичном монастыре Сонволь-са, Ирён переселился в монастырь Оо-са, где давал наставления по буддийскому канону. В возрасте шестидесяти трёх лет, приняв повеление государя, он во главе ста достойных монахов провёл собрание по случаю успешного завершения нового издания Трипитаки в столичном монастыре Унхэ-са. Некоторое время Ирён возглавлял монастырь Инхын-са, после чего в семидесятидвухлетнем возрасте по приглашению государя Чхуннёль-вана (1274–1308) поселился в монастыре Унмун-са в современном округе Чхондо-кун провинции Кёнсан-пукто. Когда Ирёну исполнилось семьдесят восемь лет, он был удостоен титула Наставника государства (Кукса). После этого он переселился в монастырь Ингак-са, где и скончался в 1289 г., оставив после себя десятки томов сочинений, относящихся преимущественно к традиции Созерцательного направления. Реликварий Ирёна и поныне находится в монастыре Ингак-са.
О переводчике:
Юлия Владимировна Болтач — старший научный сотрудник ИВР РАН, кандидат исторических наук.